22 Декабря 2024 г. Нечетная неделя

Учимся сами и учим других: практические подходы к образованию

Традиционно по окончании весеннего семестра подводятся итоги в различных сферах деятельности Института промышленного менеджмента, экономики и торговли, в том числе и в образовательной сфере. Одним из основных подходов, реализуемых в процессе обучения, выступает практико-ориентированный подход, позволяющий студентам осваивать образовательные программы в условиях, приближенным к профессиональным, и формировать у них необходимый набор компетенций с помощью выполнения реальных практических задач и освоения практической информации. Для этого требуется в том числе современная практико-ориентированная подготовка проведения занятий с актуализацией преподаваемого материала.

В первую очередь, это возможно посредством прохождения преподавателями профессионального обучения и стажировок на предприятиях по тематикам преподаваемых дисциплин.

Так, доценты Высшей школы административного управления Светлана ЕВСЕЕВА, Ольга РАССКАЗОВА, Юлия АКИМОВА и доцент Высшей школы производственного менеджмента Виктория ВИЛЬКЕН прошли стажировку на базе Корпоративного института ПАО «Газпром». Целью стажировки являлось получение знаний о лучших практиках работы в области корпоративного обучения.

«Возможность познакомиться с передовыми практиками в сфере обучения персонала является важной составляющей для профессионального развития любого преподавателя. Опыт Корпоративного института ПАО «Газпром» является ценным вкладом в практическую часть образовательной деятельности нашего института. Благодаря такому формату взаимодействия появляется возможность эффективного сотрудничества с индустрией», – говорит доцент ВШАУ Светлана ЕВСЕЕВА.

В процессе стажировки проходило активное обсуждение с представителями Корпоративного института методик и программ обучения. Также преподаватели ИПМЭиТ познакомились с общей системой организации обучения.

«В процессе стажировки очень информативной оказалась встреча за круглым столом. Удалось получить много полезных знаний. Особенно интересно было узнать, как выстроена многоуровневая система корпоративного обучения, позволяющая охватить интересы всех групп персонала», – комментирует результаты стажировки доцент ВШПМ Виктория ВИЛЬКЕН. «Вызвала большой интерес целенаправленная работа Корпоративного института ПАО «Газпром» с молодыми специалистами. Знакомство с их опытом проведения систематической оценки по компетенциям, построению карьеры сотрудников, исследованию их лояльности и сплоченности коллектива», – добавляет доцент ВШАУ Ольга РАССКАЗОВА.

Также в конце мая состоялась плановая стажировка на ПАО «ТГК-1» преподавателей Высшей школы производственного менеджмента, доцентов Инги СКВОРЦОВОЙ и Ирины БАГАЕВОЙ. Целью стажировки стало изучение комплекса взаимоувязанных структурных элементов ПАО «ТГК-1», опирающихся на энергетическую политику, цели и задачи деятельности предприятия по энергосбережению и повышению эффективности.

Начальник отдела развития персонала Учебного центра ПАО «ТГК-1» Виктория ПЛОТНИКОВА прекрасно организовала и спланировала стажировку преподавателей таким образом, что за время прохождения обучения они смогли не только получить исчерпывающие сведения о целях и задачах предприятия на ближайшее время, узнать политику в отношении найма и повышения квалификации персонала, но и пройти обучение по такой узко профессиональной теме, как формирование и регулирование тарифов в генерирующей компании. Начальник отдела тарифного регулирования Департамента экономики ПАО «ТГК-1» Юлия ВОРОПАЕВА поделилась с коллегами личным многолетним опытом работы в данной сфере. Стажировка прошла в теплой и продуктивной атмосфере.

«Мероприятия данного рода позволяют ближе узнать сходства и различия реального сектора экономики и образовательной системы, обменяться профессиональными мнениями. Полученные знания мы планируем использовать в учебном процессе по программам энергетического менеджмента для подготовки специалистов с набором компетенций, необходимых для эффективного управления предприятиями», – подводят итоги пройденной стажировки доценты ВШПМ Ирина БАГАЕВА и Инга СКВОРЦОВА.

Однако, помимо обучения сами преподаватели также делятся своими профессиональными знаниями и умениями, что доказывает практико-ориентированность и востребованность их занятий.

Так, в Учебном центре Обуховского завода состоялось очередное занятие «Школы мастеров», которое проводил один из ведущих специалистов в области производственного менеджмента СПбПУ профессор Высшей школы производственного менеджмента Василий МАКАРОВ. На занятии присутствовало более 10 мастеров производственных участков завода, которые повышали свою квалификацию в области управления. Также руководство ВШПМ получило приглашение Учебного центра завода принять участие в проведении занятий в «Школе ведущего технолога».

Практико-ориентированность и востребованность преподаваемых дисциплин, безусловно, доказывает их общественное признание. В Москве межрегиональная общественная организация Лига Преподавателей Высшей Школы при поддержке Минобрнауки России проводила Международный кинофестиваль учебных фильмов и инновационного образовательного контента «КиноИнтеллект». Целью фестиваля было выявление и распространение опыта внедрения инновационного образовательного контента в учебный процесс.

ИПМЭиТ на фестивале представляла доцент ВШПМ Елена КИСЕЛЕВА. Несмотря на высокую конкуренцию с представителями творческих вузов и коллективов киноиндустрии Елена Григорьевна вошла в число лауреатов конкурса. Жюри по достоинству оценило ее работу над созданием видеоролика и электронного образовательного контента к курсу «Цифровые ресурсы в научном исследовании». Курс реализуется в программе онлайн-магистратуры и размещен в электронной образовательной среде ИПМЭиТ.

«Я благодарна организатором фестиваля за уникальную возможность раскрытия творческого потенциала преподавателей высшей школы. Это был интересный проект с насыщенной программой, в течение трех дней участники делились лучшими практиками образования с использованием электронных ресурсов, интерактивных методов обучения и возможностей искусственного интеллекта», – делится своими впечатлениями доцент ВШПМ Елена КИСЕЛЕВА.

И, наконец, практико-ориентированность в образовании проявляется через геймификацию учебного процесса. В Высшей школе производственного менеджмента под руководством доцента Ольги ЕРГУНОВОЙ состоялась интерактивная бизнес-игра «Бизнес-тренажер: управление денежными потоками» по мотивам книг Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа» и «Квадрант денежного потока».  

Интерактивная игра «Управление денежными потоками» – это игра, в которой каждый может почувствовать себя инвестором. Студентам она помогла применить на практике управленческие навыки в бизнесе, а также получить ценный опыт по формированию и распределению финансовых потоков.