23 Июня 2018 г. Четная неделя

Зеленые леса - стране, зеленую логистику - Политеху

В ИПМЭиТ активно развивается логистика, и в прошлом году стартовал одноименный онлайн-курс на портале «Лекториум». Классический вариант подготовки в сфере управления движением товаров и услуг с недавних пор обрел новую форму, освежив свое прежнее название. В этом году состоится первый набор на магистерскую программу «Зеленая логистика», в которой будут учитываться требования к специалистам в соответствии с европейскими стандартами проекта Erasmus+. Ассистент ВШТУБ, преподаватель программы «Международные логистические системы» Егор Рианович Темиргалиев объяснил, почему так важно идти в ногу со временем, а также рассказал, что ожидает первых студентов программы.

Кто первым ввел понятие «зеленой логистики»?

Можно сказать, что о зеленой логистике заговорили в 80-е годы, когда появилось понятие «устойчивого развития бизнеса» и «социальной ответственности». А позднее последовал ряд документов, закрепляющих новые экономические, экологические и социальные принципы. В Европе уже есть такие направления подготовки, как Sustanable logistic, а сейчас в рамках проекта Erasmus+ разрабатывается программа – Green logistic. С 2015 года наш институт присоединился к этому проекту, и мы разрабатываем магистерскую программу, некоторые дисциплины которой внедряем в учебный процесс. Сегодня от нас требуется понимание ограниченности ресурсов и их расчет на будущее поколение. Логистика как наука развивается как раз в этом направлении, но эти идеи не распространены, т.к. не все страны выделяют средства для объяснения населению правильности такого подхода. Так, например, Китай больше сосредоточен на том, чтобы производить, а в противовес этому Европа уже используют альтернативные источники энергии, обустраивает свои здания по принципу энергосбережения, развивает направления системы поставок.

Зеленую логистику вы будете внедрять в уже существующую магистерскую программу "Международные логистические системы". Чему будет посвящена новая программа?

Люди не всегда понимают, что такое зеленая логистика. Есть заблуждение, что «зеленая» логистика сосредоточена вокруг экологии. У студентов возникают ассоциации с организацией Green peace, плавающими активистами вокруг танкеров и нефтяных вышек. На самом деле это не так. Зеленая логистика – это прежде всего устойчивое развитие логистики, подразумевающее социальные, экономические и экологические факторы. Можно сказать, что зеленая логистика – следующая ступень той логистики, которая должна быть на самом деле.

А в чем конкретно проявляются ее принципы?

Например, те же самые правовые нормы в вопросе топлива. Все знают стандарт Евро 3, Евро 4 и недавний Евро 5 – это один из способов. В Германии есть урны, специальные места для раздельного мусора. В Японии автомобилестроительная компания «Тойота» устанавливает ветряные электрогенераторы занимается улучшением теплоизоляции складских помещений для того, чтобы меньше тратить энергии на поддержание необходимой температуры в помещении. Логистика как наука развивается в направлении сбережения ресурсов.

Как обстоит ситуация в России?

В нашей стране есть определенные сложности, связанные с инфраструктурой. Особенно остро эта проблема видна на территориях за Уралом. Статистика говорит о том, что большая часть подвижного железнодорожного состава находится в очень плохом состоянии, что усложняет транспортную коммуникацию. Альтернатива железнодорожному транспорту сейчас не сильно представлена, несмотря на то, что в отдельных направлениях до двух тысяч километров выгоднее вести автомобильным транспортом. Очень старые грузовики, которые находятся в очень плохом состоянии. Отдельное направление связано с улучшением скоростных автодорог с точки зрения экологии и бизнеса. Пользоваться скоростными платными дорогами на определенных направлениях, можно сказать, что для автоперевозчиков даже выгоднее, потому что на скоростной автодороге режим движения автомобиля более равномерный, а при разгоне получаются большие затраты на топливо. И таких нюансов очень много, и все они требуют рационального решения. В итоге, логистика в сфере транспортировки старается максимально эффективно использовать все достоинства различных видов транспорта при помощи инфраструктуры.

А подготовка специалистов в данной сфере будет положительно влиять на сложившуюся ситуацию?

Выпускники нашей программы будут по-другому смотреть на логистику, а если так, то и по-другому воспринимать бизнес. Это, в какой-то мере, будет более завершенное логистическое образование, которое соединит в себе знание того, как сделать что-то быстро и вовремя, а также экономнее. Например, можно по-разному перевезти одну и ту же продукцию или построить дорогу. С точки зрения экономики, ее нужно построить прямо, с точки зрения экологии, ее нужно построить, обогнув лесополосу. Тоже самое происходит при строительстве складской инфраструктуры. Современным логистам необходимо дать некоторые знания технических специальностей, в первую очередь в сфере энергетики и бережливого производства. Тенденции в мире таковы, что специалисты с такими знаниями, обучающиеся по программам с элементами зеленой логистики, становятся более востребованными, так как применение зеленых технологий помогает экономить средства и время.

Большое спасибо за ваше интервью. Надеемся, что в стране станет больше зеленых лесов, скоростных дорог и зеленой логистики.