"Лучший преподаватель глазами студентов" ИПМЭиТ

9 Августа 2021
1835
 Версия для печати

Преподаватели  Института промышленного менеджмента экономики и торговли  Тамара Николаевна СЕЛЕНТЬЕВА  (ВШАУ) и Ирина Михайловна ЗАЙЧЕНКО (ВШПМ) стали победителями университетского конкурса «Лучший преподаватель глазами студентов» в номинациях «Новатор» и «Лучший в онлайн».

Тамара Николаевна, Ирина Михайловна поздравляем вас с победой! Быть преподавателем – это важное и очень уважаемое дело.

Расскажите, как вы пришли к преподавательской деятельности? Почему выбрали для себя этот путь?

Тамара Николаевна:- Знаете, наверно, это банальный ответ, но мне просто всегда очень нравилось делиться и объяснять другим то, что знаю сама. Вот, пожалуй, ключевое. Из своего студенческого времени помню, как вдохновляли отдельные преподаватели и в этом взаимодействии меня всегда привлекала какая-то особенная магия синергетического эффекта создания смыслов. По окончании обучения в университете мне поступило предложение остаться на кафедре - сначала инженером, а затем и начать преподавать. И теперь я думаю, что единожды почувствовав ту саму магию невозможно потом оторваться. Этот путь, как и все, на мой взгляд, имеет не только приятные моменты, но приносит некоторые проблемы, которые приходиться решать, и сам поиск их решения и конечный результат приносят то удвлетворение от своей работы, ради которой все и происходит.. Но при этом что может сравниться с радостью видеть радость другого, который благодаря тебе что-то важное профессиональное или личное понял, осознал, к чему-то пришел. Это однозначное счастье в деятельности.

Ирина Михайловна : - В моей семье почти все Политехники и когда было принято решение продолжить обучение в аспирантуре выбор Вуза уже не стоял. Было понятно, что это будет Политех и кафедра «Национальная экономика», которую основал и долгие годы возглавлял заслуженный деятель науки РФ, д.э.н., проф. Александр Павлович Градов.

- Наверняка, за годы работы, случались интересные ситуации. Поделитесь самой примечательной.

Т.Н.: - Мне сложно на самом деле из всего множества ситуаций выделить одну «самую», наверное, потому что все, связанное с людьми, априори не может быть рядовым. Но вот первое, что приходит на ум: как-то в самом начале моей преподавательской деятельности на завершение курса бухгалтерского учета студентка сочинила сказку в стихах про баланс, представляете? И вот с 2011 года у меня среди важных артефактов хранится это работа, удивительно красиво оформленная в стиле хохлома. Когда вела этот курс, периодически цитировала последние ее строки «А балансу всё учат отроков – всем невежествам в назидание». Если серьезно, для меня такие истории – самые пронзительные в преподавании.

 И.М.:-  За годы работы ситуации действительно случались разные, были и интересные. Но, вспомнить хочу одну. Когда-то давно мы с коллегой проводили экзамен по микроэкономике. Только-только в практику входило проводить экзамены в письменной форме. Экзамен был в понедельник. Естественно, в выходные мы с коллегой готовили тесты. Не сговариваясь и она, и я присвоили тестам одинаковые варианты. Каждая из нас распечатала свою часть тестов и мы выдали студентам задание. Дальше, как Вы понимаете, половина студентов ушла на допсессию.

Но, самым интересным все-таки для меня в работе является, в первую очередь, наблюдать как вчерашние школьники –студенты 1 курса взрослеют, становятся настоящими профессионалами, достигают карьерных высот и спустя время возвращаются к нам уже в новом качестве специалиста-практика из отрасли и делятся своим профессиональными компетенциями с нынешними студентами. Успехи студентов – это самая большая награда за наш труд.

- Среди сотни преподавателей ребята выбрали вас. Поделитесь секретом, как стать лучшим?

Т.Н.: - Мне кажется, что главный секрет в том, чтобы просто быть собой настоящим. Быть требовательным к себе в плане собственной актуальности, широты кругозора и целостности. Помнить, что в современном мире больших скоростей и информационной доступности – ты лишь проводник и транслятор некоего знаниевого объема, но никак не статичная «вещь в себе».  Понимать, что современный обучающийся любой образовательной программы ждет внимательного, и, если хотите, «кастомизированного» к себе отношения, и не только профессиональный, но и личный пример и это неразделимо в настоящее время. Помнить то самое пресловутое: важно скорее научить, как учиться, анализировать и принимать решения, а не просто снабдить чемоданом фактов с оторванной ручкой. Поэтому сухая теория, на мой взгляд, никогда не была такой не актуальной, как сейчас. И я считаю необходимым сочетание практико-ориентированного подхода и инструментов, направленных на развитие soft skills, во многом достигаемое посредством внедрения интерактивных технологий в образовательный процесс. Кстати, именно опыт реализации такой практики в рамках направления «Государственное и муниципальное управление» был описан нами с коллегами в статьях и раскрыт мною в выступлении на методической секции прошедшей в июне конференции нашего института.

Что еще мне видится критически значимым – так это не забывать проводить самопроверку, задаваясь вопросом, был бы ли полезен и интересен тебе самому свой продукт. Быть гибким, хоть это порой и сложно принять. Видеть в преподавании смыслы, выходящие далеко за рамки формальности, чего бы это ни касалось. К сожалению или счастью, если мы хотим получить качественные экстерналии образовательного процесса и не только галочку напротив сформированной у будущего специалиста матрицы компетенций, но и некоторое «личностное приращение», это неизбежно требует определенной отдачи души, которую сложно квантифицировать в зачетных единицах или в строгих часах расписания.

И как бы пафосно это ни звучало: любить людей и свое дело, без любви это все бессмысленно.

И.М.: -Любить студентов, всегда отвечать на их вопросы в любых мессенджерах, стараться помочь решить возникшие проблемы.

- Что вас вдохновляет в студентах?

 Т.Н.:- В первую очередь, возможность общения с интересными талантливыми людьми. В них самих чрезвычайно вдохновляет многогранность, все большая свобода сознания и мышления. Уникальность каждой натуры. Это как каждый раз собирать новую абсолютно оригинальную мозаику. И все это в совокупности – искренне удовольствие.

Мы все – дети своего времени. Поэтому коммуникация со студентами для меня в частности – один из способов быть «на связи» со стремительно меняющимся временем. Собственно, обратная связь – в моменте или даже по прошествии n-ого количества временных интервалов после выпуска – самый важный элемент этого взаимодействия. И наконец вот это восторженное в ответ: «Wow! Это так интересно».

 - Что студенты о вас не знают?

 И.М.: - Думаю, что многое знают. А то, что не знают им могут рассказать коллеги)

Поздравляем победителей! Желаем творческих успехов, новых открытий и новых побед!