Кто такой иностранный студент? Как его учить?

28 февраля и 1 марта в ИПМЭиТ прошел 2-х дневный методический семинар по проблемам обучения иностранных студентов. Семинар был организован совместно Кафедрой экономической теории ИПМЭиТ и ВШМОП.

В методическом семинаре приняли участие заинтересованные преподаватели разных институтов Политеха, обучающие иностранных студентов в ИПМЭиТ русскому языку, высшей математике, концепциям современного естествознания, правовым дисциплинам, а, также, преподаватели ВИЭШ, ВШПМ, ВШСТ, Кафедры ЭТ.

Ведущими семинара выступили Виктория Дмитриевна ГОРБЕНКО к.ф.н., доцент, директор Центра русского языка как иностранного ВШМОП и Дарья Владимировна ДОЛБИЛОВА аспирант РГПУ им. А.И. Герцена, старший преподаватель Центра русского языка как иностранного ВШМОП СПбПУ.

Материал, предложенный нашими ведущими, накопленный коллегами из большого опыта и практики работы с иностранными студентами, касался вопросов специфики обучения иностранцев, применения учебных методик на лекционных и практических занятиях. Большое внимание было уделено трудностям адаптации иностранных студентов к академической среде СПбПУ. Особый интерес представляли вопросы по специфике работы  с китайскими студентами, которых в ИПМЭиТ достаточно много.

«Проблема эффективного обучения иностранных студентов, особенно китайских, как самой многочисленной диаспоры, очень остро стоит не только перед молодыми, начинающими, но и даже перед опытными преподавателями, работавшими в русскоязычной образовательной среде. Найти правильный подход в коммуникациях, в построении лекционных и практических занятий в иностранных группах невозможно без понимания ментальных и когнитивных особенностей, обучающихся у нас иностранцев. Именно поэтому мы и обратились за помощью к нашим профессиональным коллегам из ВШМОП» - открыла семинар Светлана Ивановна ГОЛОВКИНА, и.о. зав. кафедрой Экономической теории

«Мы рады, что данная тема вызывает искренний интерес у преподавателей. Очень важно, что преподаватели, ведущие занятия по самым разным дисциплинам готовы и сами учиться, чтобы работать в сложных студенческих аудиториях. Осень надеемся на сотрудничество! Когда вместе будут работать лингвисты и предметники, это позволит повысить и эффективность обучения иностранцев, и привлекательность Политеха для иностранных студентов» - отметила Виктория Дмитриевна ГОРБЕНКО.

Отзывы участников семинара

«Безусловно, проблематика, затронутая на семинаре важна и очень актуальна для преподавателей, работающих в интернациональной образовательной среде. Необходимо дополнять имеющийся набор профессиональных и личностных компетенций преподавателя новыми навыками коммуникаций и методического мастерства в самых разных аудиториях. Конечно, преподавателям многому еще нужно учиться и как раз  семинар однозначно дает понимание того, что нужно учитывать  в работе с иностранцами. Спасибо организаторам за  полезное и актуальное мероприятие!» - выступила с комментариями Ольга Владимировна Калинина, директор ВШПМ.

«Очень трудно китайским студентам изучать сложный, но в тоже время красивый русский язык, воспринимать на слух материалы разных дисциплин на лекционных занятиях! Огромное спасибо за готовность и стремление преподавателей создавать образовательную среду, максимально комфортную для китайских студентов на занятиях ВШМОП и ИПМЭиТ. За это студенты вам очень благодарны!» - отметил Чжоу ХАОНАНЬ, выпускник подготовительного факультета СПбПУ, ассистент ВШПМ

«Коллегам, ведущим семинар, большая благодарность за акценты на ментальных и национальных особенностях иностранных студентов. Очень важно в работе с ними понимать специфику  и психологию  нации. Только так можно построить максимально эффективный образовательный процесс и с удовольствием работать  с иностранными студентами даже на 1-м курсе, когда их словарный запас  русского языка не очень большой» - высказалась Марина Алексеевна БАБАЕВА, к.ф.-м.н., доцент Кафедры Физики, ведущий преподаватель дисциплины Концепции современного естествознания для студентов ИПМЭиТ.