20 Апреля 2024 г. Нечетная неделя

Доценты ВШПМ победили в конкурсе Правительства Санкт-Петербурга в области научно-педагогической деятельности 2022 года

В декабре традиционно подводят итоги по различным конкурсам. В частности, Комитет по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга объявил результаты ежегодного конкурса на соискание премий Правительства Санкт-Петербурга в области научно-педагогической деятельности. Целью конкурса являлось выявление и поощрение лучших представителей профессионально ориентированной молодежи Санкт-Петербурга для мотивации их профессионального роста, воспроизводства научно-педагогических кадров и совершенствования научно-методического обеспечения деятельности системы профессионального образования в нашем городе.

В 2022 году в категории конкурса «Докторанты и работники высших учебных заведений, отраслевых и академических институтов, расположенных на территории Санкт-Петербурга, имеющие ученую степень кандидата наук», в направлении «Экономические науки» победили доценты ВШПМ Дмитрий Владимирович ТИХОНОВ и Никита Сергеевич ЛУКАШЕВИЧ.

Мы побеседовали с победителями, чтобы узнать об их впечатлениях и о подробностях самого конкурса.

– Давайте поговорим о конкурсе. Его полное название «Конкурс Правительства Санкт-Петербурга в области научно-педагогической деятельности", а вы победили в категории «Докторанты и работники высших учебных заведений, отраслевых и академических институтов, расположенных на территории Санкт-Петербурга, имеющие ученую степень кандидата наук», все верно? (Ссылка на конкурс: http://knvsh.gov.spb.ru/contests/view/369/)

Никита Сергеевич (Н.С.): – Да, все верно. Мы с Дмитрием неоднократно участвовали в данном конкурсе, ни один раз побеждали. На мой взгляд, это наиболее престижный из всех конкурсов Санкт-Петербурга именно для преподавателей, поскольку рассматривает совокупность всех достижений молодых претендентов.

Дмитрий Владимирович (Д.В.): – В нормативных документах очень сложные названия категорий конкурса. Стоит пояснить, что на самом деле категории привязаны к возрасту и статусу претендентов. Поэтому можно сказать, что мы с Никитой победили в категории для молодых кандидатов наук.

– Победа значимая как для вас лично, так и для ИПМЭиТ. Трудно ли было готовиться?

Д.В.: – Да, конкурс значимый. Если преподаватель ведет разработку новых учебно-методических материалов, а он обязан это делать, с ними можно и нужно участвовать. Поэтому никакой особенной подготовки здесь не требуется, кроме личной ответственности за качество подаваемых лекций, учебных пособий, курсов и т.д.

– Скажите, а вы помните самую первую вашу личную победу? Т.е. когда вы только-только начали заниматься наукой и преподаванием, что вас впервые заставило поймать себя на мысли: "я всё сделал правильно"?

Н.С.: – Каждая победа чем-то важна, поэтому запоминается и оставляет приятные впечатления, конечно. Наверное, самой значимой для меня победой стала все-таки успешная защита кандидатской диссертации по специальности 08.00.13 «Математические и инструментальные методы экономики» в 2009 году.

Д.В.: – Самую первую? Пожалуй, да, помню. Первая методичка по статистике, вышедшая из типографии с собственным авторством. Вот это было особенно приятно!

– Скажите, как вы думаете, что самое важное для успешной преподавательской деятельности?

Д.В.: – Вообще я поборник практики. Если преподаватель никогда не делал в реальности хотя бы часть того, что рассказывает, то ему не будут верить студенты. Поэтому самое лучшее – это превращать реальные кейсы в учебные материалы. Еще лучше, когда кейс сформирован тобой и коллегами.

Н.С.: Во-первых, это грамотно выстроенная коммуникация со студентами. Я исхожу из того, что обязательно встаю на позицию студента и пытаюсь понять, что для него важно в дисциплине, и что он от нее хочет получить. Во-вторых, здесь я согласен с Дмитрием, это обязательно использование реальных кейсов и бизнес-ситуаций, которые определяют возможные управленческие решения. И, в-третьих, это получение обратной связи от студентов и конструктивный анализ полученной критики.

– И, напоследок, поделитесь, пожалуйста, советом для студентов, которые в дальнейшем планируют связать свою профессиональную деятельность с высшей школой и преподаванием.

Н.С.: – Главное – это трудолюбие и терпение. Необходимо продолжать прикладывать усилия и действовать до получения устойчивого положительного результата!

Д.В.: – Думаю, нужно пользоваться возможностями, которые дает вуз. Их правда много. Инвестируйте в себя, пока у вас есть на это время. Студенческие годы лучше всего для этого подходят.

Благодарим Никиту Сергеевича и Дмитрия Владимировича за беседу и поздравляем еще раз!